У Камина

Объявление

Форум "У Камина" хоть и либеральный, но тем не менее, мы просим ОБЯЗАТЕЛЬНО прочесть правила и НЕ следовать "Неправильным правилам"! Администрация форума надеется, что вы вольетесь в наш дружный коллектив и не только найдете для себя много интересного, но и поделитесь с нами !!!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » У Камина » форум гурмана » Этикет за столом, и правило питиё водки.


Этикет за столом, и правило питиё водки.

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Узнаём много нового!

0

2

Правила этикета за столом
На завтраках, обедах, ужинах кладется несколько ножей (справа от тарелки) и вилок (слева от нее). Пользоваться ими надо от краев к центру (к тарелке), по очереди при смене блюд.

Хлеб и бутерброды

Правила хорошего тона - хлеб берется не вилкой, а руками. Хлеб ножом лучше не резать, а отламывать маленькие кусочки от куска, взятого из хлебницы. При закуске, например, если это ветчина, не стоит класть ее на кусочек хлеба, лучше съесть ее с помощью ножа и вилки. При желании небольшие кусочки хлеба можно намазывать маслом, при этом масло берем понемногу из масленки на край собственной тарелки. Более свободно обходимся с хлебом за завтраком: можно намазать кусок хлеба маслом и откусывать от прямо от куска, а еще вкуснее на такой кусочек хлеба положить ветчину или сыр, это будет уже бутерброд. Чтобы бутерброд было удобнее есть, его разрезают в своей тарелке, пользуясь ножом и вилкой. Не нужно оставлять надкусанные кусочки и катать из мякиша шарики.

Колбаса
Столовый этикет - если колбаса подана неочищенной, то каждый кусочек очищают на тарелке ножом и вилкой. Сухую колбасу едят с кожицей. Сосиски в тонкой кожуре можно съесть вместе с ней, а толстую кожицу, воизбежании желудочных неприятностей, лучше снять.

Паштет
Паштет едят с помощью вилки, отделяя по кусочку. Намазывать паштет на хлеб можно только в одиночестве или семейном кругу.

Яйца и яичница
Яйцо всмятку вставляем в специальную рюмочку, затем краем ложечки ударяем близко к верхушке и снимаем ее. Такое движение должно быть быстрым и энергичным, иначе верхушка не отскочит. Но если именно так и произошло, можно снять ее пальцами. Есть яйцо нужно ложечкой. Яичницу можно есть ложечкой или вилкой в зависимости от консистенции.

Супы
Не надо мучить себя вопросом в какую сторону наклонить тарелку с супом, просто небольшое количество супа оставляют в тарелке. Ни во время еды, ни после ложку из супа не кладут на стол, а оставляют ее в тарелке. Бульоны, супы, которые подают в чашках, пьют как кофе или чай, не пользуясь ложкой. Ложку используют, когда хотим выловить плавающие в супе гренки, яйцо или кусочки мяса. При еде первого блюда (суп, бульон, консоме) не следует набирать полную ложку, чтобы не расплескивать с нее. Жидкость сливать в рот тихо, не "схлебывать". Нельзя остужать первое блюда, дуя на него - если горячо, подождите пока остынет. Иногда первое подается в чашках. Знатоки говорят, что если чашка о двух ручках, то из нее нужно пить первое, как чай или кофе. На практике приходилось наблюдать отступление от этих правил. В подобных случаях - общий совет, поступайте как ваши соседи по столу, ошибки не будет.

Курица
Курица в бульоне - одновременно первое и второе, так что сначала ложкой едят бульон, а затем с помощью вилки и ножа доедаем аппетитные кусочки курицы.

Мясо
Правила хорошего тона - мясные блюда не разрезаются сразу, а от них постепенно отрезаются маленькие кусочки. Не следует отрезать и класть в рот большие куски. Так же поступают с блюдами из птиц, дичи (куры, утки, рябчики и др.). В кругу близких друзей допускается "обгладывать" косточки, беря их в руки. На Западе и у нас это иногда делается хозяйкой и хозяином дома для того, чтобы показать гостям, что им очень рады, считают их "своими" и просят быть "как дома".

Рыба
Столовый этикет - рыба как в холодном, так и в горячем виде не допускает ножа. Исключительно пользуемся ножом для маринованной селедки. Если к рыбе поданы специальные приборы - лопатка и вилка, то лопатку берем в правую руку (она выполняет роль ножа), а вилку в левую. Вилкой придерживаем кусочек, лопаткой отделяем кости. Если подаются две вилки, то правая используется для отделения костей, левой же отправляем кусочки рыбы в рот. В крайнем случае, если в нашем распоряжении только одна вилка, берем ее в правую руку, а в левую - кусочек хлеба. Теперь хлеб служит для придерживания кусочка рыбы, а вилка - для отделения костей, с ее помощью подносим кусок ко рту. Если в тарелке окажется рыба целиком (вареная или копченая), то вначале отделяем от скелета верхнюю часть филе, съедаем, потом отделяем позвоночник и косточки, откладываем в сторону и съедаем вторую часть филе. Заблудившуюся во рту рыбью косточку незаметно кладем кончиком языка на вилку.

Птица
Застольный этикет - птицу едят с помощью ножа и вилки. При этом стоит смириться с тем, что на косточке останется немного мяса. В домашних условиях можно позволить себе взять куриную ножку в руки.

Сыры
На Западе, особенно во Франции, Бельгии, Швейцарии, принято предлагать после рыбных и мясных блюд сыры, в наборе 5-6 сортов, в расчете на разные вкусы. Сыры обычно берут в небольших порциях. Вас не осудят, если возьмете от двух и даже ("на пробу") трех сортов.

Раки
Раков съесть с помощью вилки и ножа сложно, так что остается только прибегнуть к помощи собственных пальцев. Но заранее позаботесь о салфетках.

Фрукты
Когда подают фрукты - не разглядывайте их, выбирая "получше": это оскорбление хозяйке дома, ибо подразумевается, что она позаботилась, чтобы гостям были поданы только отборные фрукты. Поэтому сразу берите тот или те фрукты, которые взять удобнее. Совершенно недопустимо перебирать фрукты пальцами, ощупывать их.

Чай, кофе
Застольный этикет - кофе не нужно подавать с заранее разведенным в нем сахаром или сливками. Все это подается отдельно, и каждый берет все по своему вкусу. И у нас и на Западе многие пьют кофе без сливок и без сахара. То же - с чаем. Опуская в кофе, чай кусочки сахара, делайте это осторожно, чтобы не обрызгать соседа. Ложечку чайную употребляют только для того, чтобы размешать сахар и сливки в кофе (чае). После этого ее кладут на блюдце, где она и должна оставаться.

Оставлять ли часть кушанья недоеденной? Главное заключается в том, какую часть вы оставите (если оставите). При решении этого вопроса обычно помогает меню, которое кладется перед гостем, чтобы он соразмерил свой аппетит с ожидающими его кушаньями. При этом нужно иметь в виду, что на Западе, как и у нас рыбными и мясными блюдами гостей обносят дважды. Если кушанья вкусные, то на Западе большей частью не стесняются положить себе при втором обносе еще "немного". Вот от этого "немного" и оставляют (но не всегда) небольшой остаток. Если вы этого не сделаете - хозяйка будет только польщена, значит, ее стол вам понравился. Если меню слишком обильно, или блюдо вам не понравилось, то вы не обязаны при втором обносе брать от него еще. В таких случая вам следует положить рядом нож и вилку острыми концами внутрь тарелки справа - это знак обслуживающему персоналу, что вы второй раз это блюдо брать не будете, и у вас немедленно заменят прибор под следующее. Если же блюдо вам понравилось и вы решили, что возьмете его при втором обносе, то, покончив с первой порцией, положите нож (справа) и вилку (слева) также острыми концами во внутрь тарелки: вам предложат это кушанье при втором обносе.

Пользование столовыми приборами

Сев за стол, осмотритесь, обратите внимание на то, как сервирован стол. Посуды и приборов вроде бы много, но каждый на своем месте, у каждого своя роль. Прямо перед вами закусочная (или мелкая столовая, а на ней закусочная) тарелка. Слева от нее — пирожковая тарелка или бумажная салфетка. Справа от тарелки — ножи и ложки, а слева — вилки.

Перед тарелкой расположены десертные приборы или один прибор — обычно десертная или чайная ложка.

За десертными приборами стоят фужер и рюмки. На закусочной тарелке лежит салфетка.

Затем ваше внимание привлекут закуски, которые выставлены на стол. Быстро и не очень сосредоточенно рассматривая закуски, вы одновременно прикидываете для себя, какие вы обязательно попробуете, а от каких воздержитесь.

Большое количество различных приборов около вашей тарелки и обилие закусок на столе не должно вас смущать. Напротив, как не порадоваться обильному и вкусному угощению, которым потчует вас радушная хозяйка!

Только невольно возникает вопрос, как правильно пользоваться всеми этими приборами и салфеткой.

Правила поведения за столом - правильно и умело пользоваться предметами сервировки — это в первую очередь использовать их только по назначению.

Прежде всего нужно запомнить, что все приборы — ножи и ложки, расположенные справа от тарелки, берут и держат во время еды правой рукой, а все те, что расположены слева, — левой рукой.

Десертные приборы, расположенные ручками вправо, берут правой рукой, а ручками влево — левой рукой.

Салфетки

Салфетки бывают различной величины. К завтраку, обеду, ужину подают салфетки большого размера (35х35 см - 45х45 см), а к кофейному чайному столу - меньших размеров (25х25 см - 35х35 см). Такой же величины салфетки идут к десертному столу, столу "а ля фуршет" и к коктейльному столу.

Цветные салфетки, как с бахромой, так и без нее, подаются только к чайному и кофейному столам. Во всех остальных случаях салфетки должны быть подрублены.

Салфетки должны подходить к скатерти, посуде. Они могут быть одного цвета со скатертью, но отличаться тоном (например, ярко-зеленая скатерть, светло-зеленые салфетки), или иметь другую окраску (синяя скатерть, желтые салфетки; бордовая скатерть, алые салфетки). Если стол покрывают двойной скатертью, то салфетки должны быть такого же цвета, что и основная скатерть. Сложные салфетки кладут на закусочные тарелки или слева от них. Если салфетки кладут слева от тарелок, то их можно вдеть в металлическое или плетенное кольцо. Конечно, если стол будет сервирован керамической посудой, то кольцо для салфеток лучше взять керамическое.

Складывая салфетки, надо стараться как можно меньше касаться их руками. Перед едой салфетку следует расстелить на коленях так, чтобы в случае надобности ею можно было легко воспользоваться. Этой салфеткой слегка промокают только уголки рта. После трапезы салфетку складывают и кладут справа от тарелки.

Общие правила поведения

Крайне невежливо говорить за столом о ваших вкусах - что вам нравится и что не нравится, о диетических предписаниях, сделанных врачом, о влиянии на ваше здоровье той или иной пищи и т.п. О некоторых из этих вопросов (в случаях крайней, действительной необходимости!) допустимо в скромной форме предупредить при получении приглашения. Ваши пожелания будут учтены пригласившими. "На трапезу не опаздывают!" - этого французского правила очень твердо придерживаются на Западе. Наши хозяйки также очень не любят, когда гости опаздывают к завтраку, обеду или ужину. Спросите у них - они объяснят вам причину этого. Опоздание не должно превышать протокольно допустимого лимита - 15 минут. После получасового опоздания вы не вправе обижаться, если за стол сядут без вас или вам не предложат уже прошедшего блюда: вы нарушили "конвейер", по которому идет обслуживание стола. В силе остается правило, которому следовали еще древние римляне: "опоздавшим - кости". Да и отведенное вам место за столом может быть занято другим, и вам также нужно воспринять это без обиды, как справедливое опоздание.
Разговор за столом следует вести с обоими соседями (соседками), не отдавая видимого предпочтения одному (одной) из них. Если вы оказались за столом рядом с незнакомыми вам людьми, можно представиться им, если это женщина или мужчина старше вас. Считается крайне невежливым рассматривать, чисты ли тарелки, стаканы и т.д., и совершенно недопустимо протирать их салфеткой или носовым платком. Если они кажутся вам (и даже являются на самом деле) недостаточно чистыми - терпите, не морщась и не показывая ни малейших признаков недовольства. Это не лишает вас возможности сделать выводы на будущее, если вы снова получите приглашение в этом дом. Такую же стоическую позицию нужно занять, если в кушании попадется что-либо несъедобное (шепочка, волос и т.п.), что случается и в "лучших домах Филадельфии". Ни в коем случае не следует показывать и малейших признаков ваших ощущений. Отодвиньте "находку" в край тарелки, прикройте гарниром и продолжайте трапезу, как ни в чем не бывало.
Выходить из-за стола можно лишь после того, как вышла хозяйка дома и все присутствующие дамы. Как только встала ваша соседка - отодвиньте от стола ее стул, пропустите ее на выход.

Что и с чем пить

К рыбным блюдам лучше всего подавать белые сухие или полусухие вина
К птице, дичи, говядине или баранине - сухое красное вино
Если на вашем столе присутствуют такие экзотические блюда, как "индейка в абрикосах", то по рекомендациям гурманов, следует выставить на стол вина смешанных белых и красных сортов или розовые вина, к сладким - сухие
Шампанское, в принципе, универсальный напиток, его можно подавать практически к любым блюдам. Ну, а к кофе, как известно, лучше предложить ликер или коньяк
Водку можно предложить либо к холодным закускам, либо - к основному горячему блюду. Водка должна подаваться на стол в сильно охлажденном виде, можно даже со льдом
Существует еще такая вещь, как аперитив, который предлагается гостям прежде, чем они сядут за стол, и служит для возбуждения аппетита. В качестве апперитива вы можете предложить сильно охлажденный вермут, мартини, виски или какое-нибудь ароматизированное вино

Каждому напитку - свой бокал

Красное сухое вино желательно подавать в фужерах на высокой ножке, белое же - в похожих, но меньших по размеру
Десертное - в небольших округлых бокалах, а в узких - вино типа херес
Для шампанского хорошо подходят бокалы узкие, в форме кубка или широкие на высокой тонкой ножке, в форме чаши&
Рюмки для аперитива, коктейля, ликера или коньяка могут иметь самые разнообразные формы, но должны быть небольшими по размеру
Рюмки для виски должны иметь толстое, прозрачное дно, чтобы при минимальном количестве напитка создавалось ощущение того, что его в бокале много. Самые маленькие рюмки-стопочки предназначаются для водки
Бокалы для грога и пунша должны быть высокими, широкими и сделанными из толстого стекла, чтобы стекло не лопнуло от высокой температуры
Для безалкогольных напитков - минеральной воды или сока - существуют бокалы в виде высоких стаканов

0

3

Как пить водку

Старинная русская пословица гласит, что первая рюмка водки ударяет колом, вторая - летит соколом, а от каждой последующей человек становится легким и радостным, как пташка. Русский народ не только изобрел водку, он же выработал и совершенно специфическую культуру ее потребления, нигде в мире не применяемую. Она состоит в следующем:
а) водка перед употреблением должна быть обязательно охлаждена до 8-10°С;
б) как всякий благородный напиток, водку надо пить понемногу, маленькими глотками, давая ей возможность омывать всю полость рта. Пить водку быстро, залпом считается дурным вкусом;
в) водку на Руси не принято смешивать с другими алкогольными или безалкогольными напитками или их компонентами;
г) водку пьют из водочных рюмок вместимостью не более 50 г;
д) водка - благородный продукт, созданный для радости, раскрепощения, снятия усталости, стрессов и т.д. Крайне невероятно отождествлять водку со злом, с пьянством. Пьянство коренится не в водке или вине, а в самом человеке. Вот почему каждому пьющему важно контролировать себя, учитывать дозу выпитого алкогольного напитка;
е) употребление водки сопровождается специальным русским закусочным столом, холодные и горячие закуски которого - непременный атрибут каждого застолья с использованием водки.

Как застольный напиток водка предназначена не просто для питья, а для придания кулинарно-сопроводительного акцента к блюдам исключительного русского национального стола. Прежде всего она хорошо подходит к жирным мясным, мясо-мучным и острым рыбным блюдам: разварной говядине, жареной свинине, жирным блинам, пельменям, солянкам.

Водка также хорошо сочетается с аналогичными острыми закусками других народов. Однако основное применение водки в русской застольной практике связано с употреблением ее в качестве обязательного приложения к русскому закусочному столу. Не случайно эти два понятия - водка и закуска - стали в конце-концов неразрывными и лексически, и гастрономически. К сожалению, в разных группах населения России эти понятия серьезно исказились, неравнозначно оцениваются. Суть этих изменений состоит в том, что водка всегда остается как обязательный и непременный компонент, а закуска значительно обедняется. Все это приводит к пьянству, к бескультурному употреблению национального алкогольного напитка.

К русским национальным закускам, с которыми принято употреблять водку, относятся:

мясные закуски: свиное сало, ветчина, студень,телятина, солонина отварная;

рыбные закуски: селедка, икра, балык осетровый, лососина, кета, горбуша, кильки соленые и т.д.;

овощные закуски: огурцы соленые, капуста квашеная, яблоки антоновские моченые, помидоры соленые, баклажаны фаршированные, грибы соленые и маринованные, винегрет русский, картофель отварной.

Под все эти закуски водка является идеальным гастрономическим дополнением.

Закуски крайне важны для оценки подлинного значения водки как напитка. Являясь дорогим напитком, водка требует и дорогого сопровождения: икры, соленой и копченой рыбы, маринованных грибов. Без сытной и солоноватой закуски водка не может раскрыть все свои свойства.

Неплохо сочетаются с водкой не только дорогие закуски, но и более дешевые продукты: сельдь, квашеная капуста.

Особого внимания заслуживает соленый огурец. По словам А. П. Чехова, ученые двести лет бились над проблемой лучшей закуски, но ничего лучше соленого огурца придумать не могли. Сказанные с юмором слова, тем не менее, содержат значительную долю правды: солены огурец - действительно удачно сочетается с водкой, будучи при этом дешевым и распространенным продуктом.

При правильной водочной закуске пьющий всегда останется господином положения, сможет полностью контролироваь себя, получать от употребления водки лишь стимулирующий эффект, а не грубое опьянение. Утверждают, что <водка коварна>. Сама по себе водка быть коварной не может. Просто надо уметь ее пить. Так, например, не рекомендуется употреблять водку к сыру, отварной рыбе, блюдам из баранины. Плохо сочетается водка с холодными и горячими колбасными изделиями, для которых более соответствуют иные напитки. Пиво, например.

Не надо забывать о правильном подборе закусок к водке и об их сочетаемости. Это будет способствовать получению от застолья максимального удовольствия.

0

4

http://s42.radikal.ru/i097/0807/42/4d9dbf0258ec.gif

1 рюмка для ликера
2 бокал для хереса
3 бокал для шампанского
4 бокал для минеральной воды
5 бокал для пива
6 бокал для розового вина
7 бокал для шампанского
8 бокал для бургунского вина
9 рюмка лафитная для красного столового вина
10 рюмка для белого столового вина
11 рюмка рейнвейная (светлозеленая)
12 бокал для десертного вина
13 коньячная рюмка 14 стопка для виски
15 стопка для водки
16 фужер для минеральной или фруктовой воды
17 бокал для шампанского
18 рюмка для ликера
19 рюмка для мартини
20 рюмка для коктейля
21 бокал для грога
22 бокал для чая или пунша

0

5

Правила дегустации спиртных напитков

При проведении дегустации, как любительской, так и профессиональной, приняты определенные правила, которых следует придерживаться для всей полноты ощущений:

начинать дегустировать лучше за несколько часов до еды, причем утреннее время, когда ощущения более свежи, предпочтительнее вечернего; - в помещении для дегустации нужно избегать посторонних запахов (кухни, цветов, духов, табачного дыма и т.д.);
идеальным является рассеянный дневной свет. При его отсутствии лампы накаливания предпочтительнее люминесцентных; - если стены в помещении не белого цвета (они могут быть светлыми), столы покрываются белой скатертью либо на них кладутся листы белой бумаги;
рюмки должны быть кристальной чистоты из тонкого бесцветного прозрачного стекла, с достаточно длинной ножкой, широким дном и суживающимися краями ("тюльпан"), емкостью 200 мл или чуть больше. Наливают в нее приблизительно 50 мл вина;
во время дегустации принято соблюдать тишину;
дегустатор должен хорошо себя чувствовать, накануне, по крайней мере за несколько часов, не употреблять лекарств и не курить;
вина лучше дегустировать в том же порядке, в каком они обычно подаются на стол: красные после белых, сладкие после сухих, выдержанные после молодых, сложные после простых, концентрированные после легких;
температура подачи должна позволять винам в максимальной степени раскрыть свой потенциал. Красные вина могут декантироваться;
для сохранения дегустаторами свежести восприятия им подают белый (лучше подсушенный) хлеб, а для полоскания рта - чистую (негазированную) воду.
Температура подачи вин
Температура вин при употреблении будет зависеть от их типа и возраста. Игристые и десертные вина перед употреблением хорошо охлаждается, тогда как красные марочные и коллекционные вина подают при комнатной температуре. Ароматизированные вина могут подаваться со льдом.

Молодые столовые белые и розовые вина подаются при температуре 7-13°C, для марочных и зрелых белых и розовых столовых вин поддерживается температура подачи 11-15°C.

Что касается молодых, а также зрелых красных вин, то они должны подаваться при 11-13°C, а экстрактивные и крепкие – 14-16°C.

Для старых и коллекционных вин предпочтительной температурой является 16-19°C.

Низкие температуры (4-8°C) применяются для сладких, десертных вин, для классических и натуральных белых игристых вин.

Техника дегустации
Дегустация подразумевает оценку внешнего вида, запаха, вкуса и различных тактильных ощущений - температура, структура, растворенный газ и т.д.

Зрительные ощущения
Первый контакт, который имеет дегустатор с вином, это зрительный. Экзамен цвета или как выражаются профессионалы "одежды" вина, дает очень много информации. Это первый тест. Каким бы ни был его цвет или оттенки, вино должно быть прозрачным и спокойным. Большое значение в определении «одежды» вина имеет, естественно, сорт винограда.

Различные включения, например муть, это возможные признаки болезни. Такое вино не следует употреблять. Этот тест должен происходить путем помещения бокала вина между глазами и источником света, желательно на одном уровне. Прозрачность красного вина определяется на белом фоне, которым может служить скатерть или белая бумага. При осмотре бокал, как правило, наклоняют. Поверхность вина становится эллипсовидной и наблюдение за ней информирует о возрасте вина. Все молодые вина должны быть прозрачными, что не всегда можно сказать о старых коллекционных.

Зрительно также экзаменуется яркость вина. Яркое вино принято называть «веселым», а тусклое - грустным. Заканчивают осмотр оценкой интенсивности цвета. Интенсивность красных вин говорит особенно много о качестве урожая и способности к длительной выдержке.

Также зрительно оцениваются так называемые "ножки" - следы, которые остаются на стенках бокала при вращательном движении. «Ножки» дают информацию о крепости напитка: коньяк, десертные и крепкие вина всегда дают этот эффект, столовое сухое вино– редко.

Оценка визуальных ощущений проводится с помощью следующей терминологии:

Оттенки: соломенный, пурпурный, гранатовый, рубиновый, фиолетовый, вишневый и др.;
Интенсивность: легкая, яркая, глубокая, интенсивная, темная;
Яркость: матовое, грустное, тусклое, яркое, сверкающее, искристое;
Чистота и прозрачность: прозрачное, непроницаемое (матовое), мутное, тусклое (затуманенное), кристально чистое, превосходное.
Обонятельные ощущения
Обонятельный экзамен - второй этап дегустации. Некоторые запахи являются ненормальными для вина: летучая (легко испаряющаяся) кислотность (ацетон, уксус), запах коры ("вкус пробки"). Обонятельные ощущения при дегустации вин определяют словом «аромат» (иногда – «букет»), а при дегустации коньяка – «букет».

Для раскрытия ароматических явлений продукта (вино, коньяк) очень важна правильная температура употребления. Слишком холодное вино не раскроет полноту аромата. Слишком теплое - испарение слишком быстрое, происходит окисление и разрушение наиболее летучих ароматов.

При тестировании аромата необходима некоторая манипуляция с бокалом. Сначала выделяются аромат из неподвижного бокала, затем при вращении вина в бокале воздух вызывает появление остальных ароматов.

Качество вина предопределяет интенсивность и сложность аромата (букета). Ординарные вина почти не имеют букета: неглубокий, однотонный аромат. Напротив, великие (коллекционные) вина характеризуются широким, глубоким, сложным букетом.

При определении ароматов или букета вина (коньяка) применяется аналогия с другими ароматами. Различают следующие характерные признаки: цветочный (роза, фиалка, жасмин, акация и др.), фруктовый (черная и красная смородина, малина, вишня, яблоко и др.), растительный (трава, папоротник и др.), пряный (имбирь, мускатный орех и др.) и т.д.

Ротовые и лингвальные (языковые) ощущения
Рот является последней «инстанцией» в дегустационной оценке вина. Тестирование «во рту» происходит следующим образом: небольшое количество вина берут в рот и задерживают. При этом через рот втягивается воздух и как бы продувается сквозь вино, что позволяет распределить его в ротовой полости. Если этот способ не совсем для Вас удобен, то вино просто жуют. Во рту вино нагревается, выделяя ароматические элементы, которые улавливаются ретроназальными путями (сосочки языка воспринимают лишь 4 элементарных вкуса: горький, кислый, сладкий и соленый). Кроме 4 основных вкусов рот чувствует температуру вина, его вязкость, присутствие или отсутствие углекислого газа, вяжущие свойства (терпкость), когда рот "вяжет" под действием танина.

Для вин важен баланс между кислотностью, бархатистостью и количеством танинов (вяжущих веществ). Хорошее вино находится в точке равновесия вышеперечисленных трех компонентов. Эти элементы поддерживают богатство ароматов: великое вино отличается от хорошего вина своей строгой, мощной и однородной, гармоничной структурой, а также сложностью ароматов.

Оценка ротовых ощущений проводится с помощью следующих терминов:

критические оценки: бесформенное, рыхлое, плоское, бедное, водянистое, ограниченное, тяжелое, густое, массивное, грубое, неуравновешенное.
положительные оценки: сформированное, хорошо построенное, сбитое, сбалансированное, полное (с полным телом), элегантное, тонкое, богатое, с "изюминкой".
После описанного теста во рту вино глотают или выплевывают. Теперь важно оценить долготу присутствия ароматов, так называемое послевкусие, во рту. Чем дольше послевкусие, тем лучше вино.

0

6

Что такое аперитив
Аперитив — (франц. aperitif), спиртной напиток для возбуждения аппетита

Аперитив -это алкогольный напиток, ароматизированный травами и пряностями, зачастую горьковатый. Традиционно подавался к столу как средство, возбуждающее аппетит, обязательно в небольших порциях -20-30 грамм,  или во время еды для лучшего усвоения пищи и подчеркивания аппетита. Аперитив не должен быть насыщающим, не должен обладать резким вкусом и запахом - иначе отвлечет от еды. Аперитив может быть в виде коктейля легкого, для которого   чаще используют соки овощей и фруктов, минеральную воду. У некоторых народов в качестве аперитива применяется молоко (к примеру финская кухня), зеленый чай (среднеазиатская и японская), кумыс (башкирская, казахская, киргизская), айран (азербайджанская, северокавказская), тарак (бурятская кухня). В наше время в качестве аперитива используют Чинзано, Дюбон, Пикон, Кампари, Ричард и Мартини, коньяк и водку.

Вот несколько рецептов не алкогольных аперитивов.

ТОМАТНЫЙ АПЕРИТИВ

Натуральный томатный сок разливают в бокалы, отдельно подают соль, молотый перец и кусочки пищевого льда.

ОСТРЫЙ ТОМАТНЫЙ АПЕРИТИВ

1 л томатного сока, 3-4 ст л тертого хрена, сок от 1/2 лимона, соль, перец по вкусу.

В эмалированной посуде смешивают тертых хрен и томатный сок, добавляют лимонный сок, немного соли, молотого перца и ставят в холодильник на 15-20 мин. Затем аперитив процеживают через ситечко в графин или бутылку и подают к столу.

АПЕРИТИВ "ОСЕНЬ"

1 ст капустного рассола, 1 ст томатного сока, 1/4 ст морковного сока, сок лимона, сахар, соль по вкусу.

Смешивают морковный сок, рассол, томатный сок и сок лимона, добавляют сахар или сахарный сироп, все охлаждают.

Если аперитивы- это напитки, предлагаемые гостям до начала еды, то дижестивы - это напитки, завершающие застолье.
К числу дижестивов относятся все виды бренди, портвейны, ликеры, горькие настойки, бальзамы и мадера, также это могут быть коктейли с крепкими ликерами. Кроме завершающей трапезу функции напитки этой группы призваны облегчить процесс пищеварения.

0

7

«Мифы о алкоголе»
Миф 1. С помощью алкоголя можно быстро и легко согреться

Алкогольные напитки часто называют горячительными. Почему? Люди уверены в том, что спирт обладает согревающим эффектом. И для замерзшего человека глоток чего-нибудь крепкого - самое лучшее лекарство. В подобном утверждении содержится лишь маленькая толика истины. Дело в том, что при охлаждении помогают примерно 50 граммов водки или коньяка. Они расширяют сосуды и нормализуют кровоснабжение внутренних органов. Последующие же дозы алкоголя усиливают кровоток в коже. Она краснеет, появляется приятное чувство тепла. Но оно очень обманчиво - ведь в этом случае усиливается теплоотдача, и организм начинает остывать еще больше. Причем у человека сохраняется субъективное ощущение полного благополучия. Так что согревающий эффект спиртных напитков весьма преувеличен

Миф 2. Алкоголь усиливает аппетит

Спиртное действительно возбуждает аппетит. Но появление легкого чувства голода провоцируют только крепкие напитки, да и то лишь малые их количества. Речь идет о 20-25 граммах водки. Она воздействует на центр насыщения и активирует его. Весь этот процесс занимает минут 15-20, не меньше. Поэтому пить "для аппетиту" прямо пред едой в корне неверно. Ведь за считанные секунды голод не появится: на это требуется более длительное время. К тому же, алкоголь перед едой - тоже не выход их положения. Спиртное будет агрессивно вести себя по отношению к слизистой голодного желудка и 12 перстной кишки. Он будет страдать и от соляной кислоты, выработка которой тоже будет усиливаться. В результате возможно развитие гастрита. Не слишком ли высокая цена за то, чтобы с аппетитом покушать?

Миф 3. Алкоголь снимает стресс

Часто уставшие люди пытаются поднять себе настроение с помощью алкоголя. Но в большинстве случаев это делается неправильно. Ведь выпивать надо совсем немного - 20-30 мл водки или коньяка или 40 мл вина или мартини. Такие небольшие дозы снимают внутреннее напряжение и помогают расслабиться. Что, в общем-то, соответствует понятию "снять стресс". К сожалению, чаще всего для этой цели используются гораздо более весомые объемы спиртного. И здесь сценарий может развиваться по двум путям. Первый - усугубляется усталость, снижается настроение, появляется своеобразная депрессия, которая только усиливает чувство внутреннего утомления и переутомления. Второй - это алкогольная эйфория, которая тоже неизбежно заканчивается депрессией, а прежде похмельем. Ни в том, ни в другом случае об освобождении от стресса говорить не приходится.

Миф 4. Алкоголь повышает работоспособность

Многие уверены, что под воздействием алкоголя работается легче, чем обычно. Речь идет не о средней и тем более не о тяжелой степени опьянения, когда притупляются все реакции и чувства. Имеется в виду легкая степень, при которой активизируются мыслительные процессы. Но такое ощущение абсолютно субъективно, и это было недавно доказано австралийскими учеными. С помощью опытов они пришли к интереснейшим выводам. Оказывается, у слегка опьяненных людей скорость мыслительных и двигательных реакций действительно может возрастать. Но реакции эти часто бывают ошибочными. К тому же даже небольшие дозы алкоголя вызывают снижение концентрации внимания и ухудшение качества умозаключений. Таким образом, трудиться "под градусом" может статься себе дороже.

Миф 5. Алкоголь понижает артериальное давление

Многие гипертоники думают, что понизить давление можно с помощью алкоголя. Он, мол, расширяет сосуды. В этом утверждении есть доля истины - небольшие дозы спиртных (15-25 гр) напитков действительно ослабляют тонус сосудистой стенки. Но наряду с этим они усиливают частоту сердцебиения. А артериальное давление напрямую зависит от объема крови, "выталкиваемой" в кровяное русло. Чем этот объем больше, тем давление выше. Поэтому алкоголь ни в коем случае нельзя считать лекарством от гипертонии. Ситуация усугубляется еще и тем, что многие спиртные напитки содержат биологически активные вещества. Эти соединения сами по себе могут оказывать влияние на артериальное давление, причем в большинстве случаев неблагоприятное.

Миф 6. Качественный алкоголь вреда не наносит

Любой алкоголь оказывает на организм токсическое действие. Это обусловлено тем, что один из продуктов распада этилового спирта - уксусный альдегид. Он-то и творит в организме различные бесчинства. Но некачественное спиртное влияет на организм еще хуже. Ведь дешевые горячительные напитки не проходят должного очищения, они содержат сивушные масла, которые во много раз усиливают токсическое действие алкоголя. То же самое можно сказать и о напитках домашнего производства. И вроде бы вода хорошая использовалась, и экологически чистые фрукты или ягоды, а все равно напиток получается намного более вредным, чем аналогичный покупной. А все потому, что в домашних условиях спирт очистить очень трудно. Конечно же, предпочтение надо отдавать известным и дорогим маркам, но не надо думать, что они не скажутся на здоровье.

Миф 7. Алкоголь - лекарство от простуды

Многие лечатся от простуды водкой - с яблоками, с медом, с чем-нибудь еще. Считается, что такое снадобье и температуру снижает, и насморк останавливает, и боль в горле уменьшает. Откуда взялось такое поверье - никто не знает. Однако многие почему-то уверены, что это старинный русский рецепт и что все наши предки лечились подобным образом. Вполне возможно, что на Руси боролись с простудой с помощью водки. Важно другое - современная медицина такого способа не признает. Во-первых, иммунитет спиртьное никоим образом не улучшает. Во-вторых, спирт далеко не лучшим образом сказывается на воспаленном горле. Оно начинает болеть после "лечения" еще больше. Так что верить в целебную силу водки не надо. А вот небольшое количество подогретого красного вина выпить можно. Оно, по крайней мере, обладает способностью стимулировать иммунную систему организма.

Миф 8. Пиво - это не алкоголь

Сейчас многие думают, что раз пиво является слабоалкогольным напитком, то оно не наносит здоровью никакого вреда. Это катастрофическое заблуждение. В пиве действительно не очень много спирта. Но это совершенно не значит, что данный напиток безобиден. Он тоже является алкогольным, а следовательно, вызывает привыкание. Недаром в последнее время все чаще и чаще медики говорят о так называемом пивном алкоголизме. Кроме того, хмельной напиток очень плохо влияет на печень и сердце. Эти органы претерпевают перерождение и начинают плохо функционировать. Учитывая все это, ни в коем случае нельзя относиться к пиву как к лимонаду. Нельзя поглощать его ежедневно литрами. Такое бездумье очень быстро скажется на здоровье. Есть понятие -пивной алкоголизм.

Миф 9. Алкоголь не калориен

Многие женщины подсчитывают все съеденные калории. А выпитые калории не учитывают. Между тем алкоголь обладает очень высокой энергетической ценностью, причем чем крепче напиток, тем эта ценность больше. Наиболее высок данный показатель у водки. Последняя питательными свойствами не обладает, калории привносятся только за счет спирта. Именно поэтому от них очень трудно избавиться. Немного по-другому дело обстоит с вином. Энергетическая ценность этого напитка частично обусловлена углеводами, которые легко расщепляются и легко сгорают. Поэтому вино не так губительно сказывается на внешности. И тем не менее любой алкоголь очень калориен. Хотя эти калории и не используются для построения новых клеток

Миф 10. Надо не запивать, а закусывать

Большинство из нас уверены, что крепкие напитки нужно непременно закусывать. А запивать их ни в коем случае нельзя. Но и это утверждение не совсем правильно. Здесь нужно уточнить, какие именно закуски имеются в виду - горячие или холодные. Последние слабо нейтрализуют спирт, он довольно быстро всасывается в кровь. Тоже самое происходит, когда человек запивает алкоголь. Так что, в этом смысле соки, компоты, морсы можно поставить на одну ступень с фруктами и овощными салатами. Совсем по-другому дело обстоит с горячими и жирными блюдами, например, супами или рагу. Те подавляют всасывание этанола, уменьшают выраженность опьянения и поэтому считаются самыми лучшими закусками.

0

8

Как правильно пить вино

Многовековые европейские традиции кулинаров и виноделов сложились в незыблемый кодекс сочетаемости вин и продуктов. Нарушение его равносильно бытовой неопрятности. И нам понятно такое щепетильное отношение к спиртному. Если человек водку закусывает марципанами, а селедку запивает шампанским, варварскую суть его не замаскируешь цитатами из Шопенгауэра и колодой кредитных карточек. Однако для большинства из нас знания международного гастрономического политеса исчерпываются азами: красное вино — к мясу, белое — к рыбе. Но красно-белая палитра больше подходит для идеологических дискуссий, нежели для обеденного стола. В кодексе гурманов, как в Конституции США, действует множество поправок, учитывающих каждый отдельный случай, каждый отдельный продукт. Например, белые вина...
Луч в райских облаках
Безусловно, лучшими "белыми" считаются вина Бургундии. Дилетанты возмутятся столь категоричной оценкой. Виноделы и знатоки, думаю, промолчат. Что есть, то есть!
Изысканные до куртуазности... Легкие, как фата невесты... Цвета солнечного луча, запутавшегося в райских облаках... Поэтическая метафоричность превращает резюме винных экспертиз в элегии. Привычные понятия не способны передать тончайшие нюансы, и потому-то ассоциативная фантазия и эмоциональная окрашенность стали здесь нормой. Разве достойно назвать "запахом" облако ароматов, которое поднимается над фужером? Нет! Куда понятнее "хмельной букет"...
Обычная влажная субстанция в данном случае требует дополнений: бархатистая, густая и даже маслянистая. Не вкус здесь главное, а мимолетные оттенки: чуть уловимое дыхание туберозы и фиалки, привкус айвовой кожуры и лесного ореха, послевкусие смородиновой почки и корки горячего хлеба. Бургундское прекрасно уже тем, что всякий раз не хватает слов, чтобы восторг вылился во что-то членораздельное. Только-то и получается вымолвить: "Ах, бургундское!.."
Национальная идея
Во Франции наслаждаться вином умеют и буржуа, и аристократы, и крестьяне. Гипотетически встретившись за одним столом, эта публика сразу найдет общий интерес.
Возьмут бутылку. Со знанием дела повертят ее, обсудят достоинства региона и производителя, определят качество по году урожая. Ковырнут ногтем капсулу, венчающую горлышко. Извлекут пробку, опять-таки рассмотрят со всех сторон — не пересохла ли, не подтекало ли вино, не пахнет ли плесенью. Разольют по бокалам: на треть фужера и не более — достойному аромату оставляют достойное пространство.
Одним неуловимым взмахом закрутят вино винтом по стенкам бокала. Так дирижер поднимает оркестр под аплодисменты зрителей. И долго будут смотреть, как "плачет" оно: жгутиками заструится по стенкам — сокрушенно подожмут губы, а если тонкой пленкой опадет — прозвучат в адрес незнакомого винодела самые добрые и восторженные слова. И лишь насладившись цветом вина и его ароматом, делают вожделенный глоток, осторожный, как первый поцелуй... И где бы, повторю, гипотетически ни встретились эти столь разные люди, есть предмет, позволяющий им ощутить себя одной нацией.
И рыба, и мясо
Однажды мне довелось быть свидетелем, как степенный господин на роскошном "бентли" с "бубновыми" номерами княжества Монако толковал с торговцем марсельского рыбного рынка о том, что лучше взять: морские гребешки и устрицы или камбалу и лангусты. Выбор определился сразу, как только рыбак узнал, что в багажнике стоит ящик десятилетнего Chablis Grand Cru. "Месье, лучше всего отправиться за крольчатиной!" Действительно, дельный совет.
...Виноградники начинаются где-то на полпути между Парижем и Дижоном. Летняя жара, зимний холод, частые весенние заморозки, известняковый мергель и виноград сорта "Шардонне" — вот составляющие того наслаждения, которое запечатано в бутылке с "покатыми плечами", узким длинным горлом и донышком, пузырем всплывшим в бутылке.
Для каждого сорта свое время. Chablis Grand Cru предназначено для долгой выдержки. 10 лет — детский возраст для этого крепкого вина. И если выпить его сразу же после розлива, значит навсегда испортить впечатление. Оно будет жестким, неласковым. Захочется побаловать себя Grand Cru — выбирайте бутылку с пометкой 1986.
И не ошибитесь в выборе закуски. Не надо метать на стол соленую кету, копченый балык, фаршированную щуку или запеченную форель. Хотя и требует кодекс сочетать рыбу с белым вином, в данном случае следует внести первую поправку. Упомянутая выше крольчатина под луковым соусом, свинина, нашпигованная маринованным луком-шаллотом, паштет из гусиной печени — вот блюда, достойные Chablis Grand Cru . Но если вы настаиваете на рыбе, пусть будет рыба! Только отварная и под соусом...
Для этой же закуски можно выставить на стол и другой сорт — Chablis Premier Cru. Стареет Premier Cru куда быстрее. Идеальный возраст — 5-8 лет, а температура — градусов 12. Внесу еще одну поправку для широты кругозора: очень кстати к этому белому вину подать деликатную постную вареную колбасу.
И наконец хрестоматийная классика! Ликуйте ревнители прописных истин, радуйтесь хранители кондовых рецептур! Веселое деревенское Petit Chablis — верный спутник рыбы, устриц, креветок, лангустов, морских гребешков и виноградных улиток. Запеченная с пряностями лососина, суховатая, как все аристократы, радостно возопит, забыв приличия, от соседства с Petit Chablis. Тем более если будет охлаждено оно до 10-12 градусов. И не совсем понятно, плюс или минус то, что оно долго не хранится: год-два от силы.
И напоследок скромный совет. Конечно, белое вино больше подходит для подводных жителей, а красное — для тех, кто бьет копытом о землю. Но лучший способ приобщиться к гастрономическим правилам — обратиться за рекомендацией к сомелье или собственному сердцу...
Правильный бокал

--------------------------------------------------------------------------------

Конечно, вино можно пить из чего угодно: прямо из бутылки, из уст или туфельки любимой, из черепа врага или отца и т.д. — лишь бы попало в рот. Профессионалы же пития, дегустаторы, а также знатоки, эстеты и те, кто хотел бы за таковых прослыть, отметут с негодованием не только вышеупомянутую "посуду", но и всякий музейный и вычурный хлам, вроде царских кубков, чаш, братин, украшенных камнями, или фужеров с алмазной гранью. Только стекло или тонкий прозрачный хрусталь, скажут они, причем без гравировки и всяческих барочно-"совковых" наворотов.
Ведь хорошее вино — материя самодостаточная, как, к примеру, женская красота, поэтому все, в чем оно нуждается на пути из бутылки в рот, это подобающая его вкусу и букету прозрачная одежда, она же емкость — бокал. В самом деле, пора подвергнуть сомнению универсальность граненого стакана. Выбор временной оболочки для вин столь же богат, как и перечень самих напитков. В идеале — а профессиональные эстеты всегда стремятся к идеальному — каждой марке вина, бренди, портвейна и т.д. должен соответствовать собственный бокал.
"Содержание определяет форму" — именно такова суть семейной органолептической доктрины династии австрийских стеклодувов Ридель, которые в начале 60-х сумели доказать дегустаторам, что у одного и того же вина в разных бокалах существенно меняется вкус. Точнее говоря, форма бокала сказывается на вкусовых ощущениях человека. Это значит, что хорошее вино можно частично "убить", налив его в неподобающий бокал, и, наоборот, посредственный напиток облагородится в "одежке", скрадывающей пороки происхождения или воспитания.
Никакой мистики в вышесказанном нет. Конструкторы бокалов рассчитывают их форму таким образом, чтобы направить поток жидкости на правильные "вкусовые зоны", то есть активизируют деятельность тех рецептеров, которые отвечают за хорошо сбалансированное восприятие вина. К примеру, широкие открытые бокалы (для красного бургундского или розовых вин) заставляют нас наклонять голову и всасывать содержимое, в то время как бокалы с узким горлом (для рислинга, шампанского, хереса), наоборот, вынуждают нас голову запрокидывать и вливать вино. В результате оно попадает на разные зоны языка, формируя представления о вкусе.
Понятно, что разработчик бокала должен отлично разбираться в вине, для которого он творит прозрачный пьедестал. Именно характер вина, его запах, вкус, цвет определяют стратегию проектирования бокала. Здесь важно правильно решить вопрос о точке первичного контакта вина с языком. За это непосредственно отвечает форма края бокала.
К примеру, если срезанный край позволяет вину плавно течь на язык, то край с ободком, наоборот, препятствует ровному потоку вина, акцентируя кислоту и резкость. А, скажем, для односолодового виски ныне считается наиболее удачным бокал в форме удлиненного цветка чертополоха на короткой ножке. Слегка выгнутый наружу край его чаши направляет крепкий напиток на самый кончик языка, где сосредоточены рецепторы, откликающиеся на сладость, что подчеркнет элегантную кремовую текстуру элитного виски.
Конечно, задача конструкторов бокалов усложняется, если, допустим, вино открывает себя не сразу, а требует более длительного насыщения кислородом, перемешивания слоев, согревания теплом ладони и т.д. Но это уже другая наука удовольствия — дегустирование. А чтобы приступить к ее изучению, нужны две вещи: хорошее вино и правильный бокал.

0


Вы здесь » У Камина » форум гурмана » Этикет за столом, и правило питиё водки.